СВОБОДНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
28.03.2016 Ставцева: Своим непониманием чиновники вынудили нас выйти на пикет
22.03.2016 «Прямо на глазах воруют!». В Орле состоялись публичные слушания по скандальному строительству возле 38-й школы
21.03.2016 Пленум городского комитета КПРФ снял с должности Первого секретаря горкома М.Навлева
25.02.2016 Депутаты-коммунисты Госдумы потребовали остановить разрушительную реформу здравоохранения
14.02.2016 В Орле прошел Всероссийский экономический форум
21.12.2015 Депутат облсовета Павел Будагов и его брат объявлены в уголовный розыск
21.12.2015 В Орле депутата облсовета задержали за езду пьяным
05.08.2015 Г.А. Зюганов выступил на телеканале «Россия 24» ГТРК «Орел»
05.08.2015 Г.А. Зюганов: «Я горжусь, что родился на Орловщине»
04.08.2015 Вадим Потомский недоволен темпами строительства домов на месте взрыва

 
Политическая перезагрузка
2012-выбор.рф Все для обдуманного выбора
Рекламный блок:

Бюджет разделали под орех. Губернатор возмутился

Впервые с момента формирования правительство Орловской области подверглось такой серьезной публичной критике. Причем в присутствии губернатора А. П. Козлова. И произошло это, что само по себе удивительно, 30 октября 2009 года на заседании Орловского областного Совета народных депутатов.

Началось заседание с обмена политическими заявлениями по поводу прошедших в стране выборов. Но даже привычная уже пикировка председателя обл-совета и по совместительству главного единоросса И. Я. Мосякина с руководителем фракции КПРФ В. Н. Иконниковым не предвещала разразившегося чуть позже скандала.

Повестка дня включала около тридцати разнообразных вопросов, но главным из них было, конечно же, принятие в первом чтении проекта областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. До этого законопроекта дело дошло примерно в середине заседания. В атмосфере уже ощущалась некоторая нервозность. Она была вызвана и упомянутыми заявлениями фракций, и тем, что коммунисты вновь напомнили губернатору о долге области в 4,2 млрд. рублей, образовавшемся в результате краха проекта «Пшеница-2000. Орел», и тем, что единороссы все-таки провели изменения в законодательство, делающие невозможным отзыв депутата (теперь у избирателей просто нет такого права), и резонными замечаниями депутатов насчет изменений в программу приватизации на 2009 год... Словом, электричество уже слегка потрескивало.

В такой обстановке слово и предоставили заместителю председателя правительства области, руководителю блока финансово-экономического развития Ю. Н. Парахину. Юрий Николаевич докладывал о проекте областного бюджета, сопровождая выступление показом на экранах схем, диаграмм, графиков и таблиц. И на слух это вполне могло восприниматься убедительно и весомо, хотя и несколько убаюкивающе.

Но затем на трибуну вышел председатель Контрольно-счетной палаты Орловской области В. Ф. Курганников. Мерным голосом опытного финансиста Владимир Федорович начал свой содоклад, и в зале постепенно установилась мертвая тишина, а у некоторых присутствующих стали округляться глаза и отваливаться челюсти.

— Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, в основном соответствуют ст. 83 Закона Орловской области «О бюджетном процессе в Орловской области». Однако отчасти только формально. По сути, отсутствует одно из важнейших приложений — консолидированный бюджет области. В связи с этим нет возможности увидеть ни объемы, ни динамику изменений доходов и расходов в сравнении областного и местных бюджетов, расходов по основным разделам бюджета. Это особенно важно, потому что изменена методика расчета дотаций, НДФЛ (налог на доходы физических лиц. — Ю. Л.) для местных бюджетов ограничивается 30%, без дополнительных нормативов. Отчасти такой шаг понятен. В областном бюджете не распределены значительные суммы субсидий и субвенций для местных бюджетов даже на 2010 год. Тем более это сложно сделать на последующие годы, когда потребуется индексация многих бюджетных расходов, в т. ч. на зарплату, социальные выплаты, когда произойдет корректировка бюджетной сети. В этой связи бюджет последующих лет уже не интересен, потому что маловероятен...

— Еще одно из обязательных приложений к проекту Закона о бюджете — оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2009 год — тоже дана формально, — продолжал вколачивать гвозди В. Ф. Курганников, — так как практически все и в доходах и в расходах исполняется на 100% с дефицитом в 1,7 млрд. рублей. Источников для покрытия всей суммы дефицита нет. И в оставшееся до конца года время около 1 млрд. рублей заимствований осуществить маловероятно. Значит, не все расходы будут обеспечены в соответствии с действующим Законом о бюджете, а динамика роста расходов в 2010 году, предлагаемая проектом бюджета, будет выше, чем это отражается в пояснительной записке к проекту бюджета...

Председатель КСП приводил все новые и новые цифры и делал выводы: «Таким образом, представленный бюджет не обеспечивает преемственность ранее утвержденных показателей. Отклонения основных характеристик проекта бюджета на 2010 и 2011 годы от параметров утвержденного бюджета на 2008—2010 годы свидетельствуют о нерезультативности прогнозирования доходов бюджета и планирования расходов на среднесрочную перспективу».

Тут, кажется, даже те депутаты и приглашенные, которые обычно дремлют или мирно беседуют с соседями о разных житейских делах, начали понимать, что законопроект подвергается самой серьезной критике. Губернатор заметно занервничал и начал что-то выговаривать председателю облсовета, подкрепляя реплики энергичными жестами.

А Курганников тем временем продолжал: доходы областного бюджета на 2010 год прогнозируются в сумме 15467,5 млн. рублей, что ниже ожидаемого исполнения за 2009 год на 84,8 млн. рублей, или на 0,6%. А расходы бюджета на 2010 год предлагаются проектом закона в сумме 16,2 млрд. рублей. Это 97,2% от бюджета текущего года, или на 473 млн. рублей меньше. Проектировки же 2011 и 2012 годов не достигают и намеченного уровня на 2010 год.

И так далее, и тому подобное: по пунктам, разделам бюджетной классификации, главным распорядителям бюджетных средств, по видам программ...

Говорил Владимир Федорович именно как финансист, а не как политик. Он анализировал цифры, вносил предложения о том, как и что можно улучшить в законопроекте, и завершил свой содоклад вполне миролюбиво: «В целом же КСП считает возможным принять основные параметры бюджета на 2010 год и с учетом обсуждения в дальнейшем предлагаемых поправок и уточнений вынести на второе чтение». Однако эффект от его выступления был настолько силен, что некоторые депутаты, кажется, последней фразы не уловили. Во всяком случае, депутат С. Г. Потемкин, например, даже специально уточнил у председателя КСП: «Так вы все-таки предлагаете принять этот законопроект или нет?» Тот утвердительно кивнул.

Но всем было ясно: предложенный правительством проект бюджета только что разделали под орех. И кто — Контрольно-счетная палата! А это означало, что никакой партийно-политической подоплеки тут нет. И в компетентности В. Ф. Курганникова не было никаких сомнений. Следовательно, законопроект на самом деле оказался сырым и слабым.

Следом за Курганниковым кратко выступил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам облсовета М. А. Межнев. И он тоже не высказал восторга, но зато сделал несколько существенных замечаний по проекту.

А потом слова попросил В. Н. Иконников. Председатель Совета как-то автоматически согласился. И тут, после всего уже сказанного, руководитель фракции КПРФ прошелся по бюджету не как финансист, а именно как политик.

Когда Иконников закончил говорить, губернатор вспыхнул. Он довольно резко заявил, что цифры, которые привел Василий Николаевич, не соответствуют действительности. Как, дескать, можно сейчас вот публично взять и сказать, что все это неправильно? Самое главное, мы сегодня представили параметры, а разбивка — это уже второй этап, горячился А. П. Козлов. Зачем же ставить правительство области перед всеми депутатами в такое неловкое положение? «Вы сейчас нас, по существу, обвинили в каком-то подлоге! — рубанул с плеча Александр Петрович. — Я считаю, что это некорректно, неправильно, не по-товарищески и неконструктивно! Извините меня за резкость...»

Можно не сомневаться, что в другой ситуации В. Н. Иконникова постарались бы «забить», как это обычно и бывает на заседаниях нашего облсовета. И на сей раз, пока он выступал, «с мест» раздавались «гневные» реплики. Однако же что было делать с докладом Курганникова?..

После импровизированной речи губернатора был объявлен перерыв. Явно раздраженный, Александр Петрович покинул зал, за ним потянулись члены правительства и председатель облсовета. Характерно, что после перерыва ни А. П. Козлов, ни И. Я. Мосякин на свои места не вернулись. На столах остались лежать их папки с документами, да продолжал сиротливо гореть красным огоньком включенный микрофон у председательского места...

Так в первый раз с момента вступления в должность нового губернатора Орловской области и формирования правительства они столкнулись с публичной серьезной критикой. И сразу стало ясно: реагируют болезненно. А ведь впереди еще более трудные времена. Так что хочешь не хочешь, а надо выслушивать другие точки зрения и находить общий язык. Остается надеяться, что так оно и будет.

Юрий Лебёдкин.
Видеоотчет о заседании Совета — http://v-n-ikonnikov.livejournal.com

Бюджетные цифры и реальная действительность

Выступление руководителя фракции КПРФ В. Н. Иконникова на сессии облсовета 30.10.2009 года

«Уважаемые коллеги!

Мы и раньше говорили о том, что сам процесс принятия бюджета области становится неким ритуалом, который нам навязан из центра и который обязательно нужно исполнить. При этом от нас с вами многое не зависит.

Что мы видим в проекте бюджета 2010 года? Федеральный центр снижает объемы финансирования Орловской области. Так, к уровню уточненного областного бюджета текущего года объем финансовой помощи из федерального бюджета снижается на 1 млрд. 309,6 млн. рублей и составляет 83,6 процента от уровня 2009 года. Поступление субсидий от других бюджетов бюджетной системы предусмотрено в 2010 году в сумме 1 880 312,1 тыс. рублей, что составляет 59,6 процента к уровню 2009 года (уменьшение на 1 268 374,0 тыс. рублей).

Более того, начиная с 2010 года не планируется софинансирование из федерального бюджета целого ряда очень важных для нашей области направлений, в том числе:

- на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К примеру, в областном бюджете текущего года средства федерального бюджета предусмотрены в сумме 36,2 млн. рублей, а со следующего, 2010 года все ложится на областной бюджет;

- на ежемесячное пособие на ребенка, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда — федеральный центр прекратил финансирование. И теперь эти расходы в сумме 149,4 млн. рублей перекладываются на областной бюджет;

- на компенсацию части родительской платы в детских садах область недополучит федеральных средств в сумме 30,4 млн. рублей, и областной бюджет вынужден будет эти деньги предусматривать.

Федеральный центр отменил финансирование из федерального бюджета ассигнований на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта и выплату единовременной компенсации отдельным категориям граждан вместо получения транспортного средства и уменьшил иные межбюджетные трансферты в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 155703,2 тыс. рублей, или 66,8 процента.

Москва не предусмотрела в проекте федерального бюджета на 2010—2012 годы распределение трансфертов на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения по регионам Российской Федерации, так как их распределение производится отдельными нормативными правовыми актами после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Получим ли мы на это средства — большой вопрос.

На общем фоне заявлений руководителей федерального правительства о безусловном выполнении всех социальных обязательств государства вышеперечисленные примеры говорят об обратном. Федеральный центр уходит от финансирования взятых на себя обязательств и ставит правительство Орловской области в ситуацию, когда оно вынуждено сокращать бюджет области. Из 12 разделов классификации расходов сокращаются и урезаются 7. Национальная экономика урезается на 18,4%, а жилищно-коммунальное хозяйство — на 93,1% к бюджету 2009 года. По всем видам программ в 2010 году относительно бюджета 2009 года планируется снижение.

Нас не может не волновать сокращение финансирования социальной сферы на 575 млн. руб., а это образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика. Так:

- «Социальное обеспечение населения» уменьшается на 429439,8, или на 18,4%;

- оплата жилищно-комму-нальных услуг отдельным категориям граждан уменьшается на 176988,2, или 23,0%.

На этом фоне выделяется рост расходов по Департаменту экономики Орловской области на 27,2%, в основном по статье «Центральный аппарат»; по Департаменту финансов Орловской области — на 17,2%; по КСП Орловской области — на 12,9%; аппарат губернатора и правительства Орловской области — на 6,1%; на Орловский областной Совет народных депутатов — на 5,9%. Заметьте, общие расходы бюджета падают до 97,2% к уровню 2009 года, а общегосударственные расходы при этом демонстрируют самый крупный рост, в объеме163 млн. руб.

О муниципальных образованиях. Из федерального бюджета выделяется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2010 год в размере 3479622 тыс. руб. Это на 848 млн. рублей больше, чем в 2009 году. Однако в представленном проекте бюджета муниципальным образованиям предлагается направить только 1410 млн. руб., или 40% от выделяемых федеральным бюджетом средств. А 2068763 тыс. руб. вообще не распределяются — это грубо нарушает Бюджетный кодекс и основные принципы бюджетной системы.

При этом при определении дотаций муниципальным образованиям департаментом финансов безосновательно занижены в 2010 году расчетные нормативные расходы. Так, в целом нормативные расходы по всем районам и городам снижены на 550 млн. руб., из них: по городу Орлу сумма нормативных расходов сокращена по сравнению с нормативными расходами 2009 года на 403 млн. руб., или 73% от общей суммы снижения. Департаментом финансов области снижаются нормативные расходы по г. Орлу:

- по здравоохранению, физкультуре и спорту — на 151,2 млн. руб. (или 37%);

- по образованию — на 266,8 млн. руб. (27,9%);

- на социальную политику — на 24,4 млн. руб. (или 60,3%).

При этом расходные полномочия города Орла остаются в том же объеме.

Мы полагаем, что все это сделано для того, чтобы не выделять городу Орлу требуемую дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя наверняка в расчетах, представленных в Минфин для получения этой дотации, параметры снижения доходов и расходов бюджета г. Орла на 2009 год использовались и были очень показательными для увеличения размера дотаций области.

В представленном виде это не усовершенствование межбюджетных отношений, как указано в пояснительной записке к проекту областного бюджета, а их грубое искажение.

В создавшихся условиях, когда областной центр потерял в текущем году 420 млн. рублей, а по прогнозам администраторов доходов, в 2010 году собственные доходы г. Орла сократятся еще на 8%, или на 161 млн. рублей, — непринятие мер по поддержке областного центра может привести с учетом предстоящего роста тарифов на ЖКУ к росту социальной напряженности среди населения областного центра.

Представленная методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а соответственно и приложение 23 к проекту бюджета противоречат п. 3 ст. 138 БК, не допускающему использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности показателей фактических расходов и доходов за отчетный период и прогнозируемых показателей. Например, по г. Орлу по этой методике достигли сбалансированности доходов и расходов за счет занижения расходов в социальной сфере на 400 млн. руб. — на сумму недополученных доходов города в 2009 году. Это абсолютно неправильный подход к расчетам бюджетной обеспеченности, и его необходимо менять.

Еще один пример. До настоящего времени не решен вопрос и в представленном проекте также не предусмотрены субвенции по содержанию городского Дома ребенка (годовая сумма расходов на его содержание составляет 40,6 млн. руб.), который, как и раньше, финансируется из городского бюджета, хотя это расходные полномочия области, а не города.

Представленный проект бюджета составлен с нарушениями Бюджетного кодекса РФ, в частности статьи 32 Бюджетного кодекса. Нарушен принцип полноты отражения доходов бюджета. В представленном проекте нам предлагается утвердить доходы бюджета одной строкой без разбивки по источникам доходов, не отражены налоговые (налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налог на имущество, госпошлина) и неналоговые (аренда имущества, аренда земельных участков, дивиденды по акциям) доходы. Невозможно определить вообще правильность расчета доходов по источникам, вести динамику поступления доходов в течение финансового года (по источникам). Доходы областного бюджета в таком виде принимать нельзя.

Отсутствует консолидированный бюджет Орловской области, невозможно увидеть расчетный уровень бюджетной обеспеченности населения по муниципальным образованиям — правильно ли он рассчитан?! И, таким образом, приложение № 23 — «Распределение дотаций» также нельзя принимать.

В нарушение ст. 140 БК РФ в проекте бюджета не распределены субсидии и субвенции на сумму 3273,8 млн. рублей, или 66,1% от общего объема межбюджетных трансфертов. Это не способствует бюджетному планированию муниципалитетов, их бюджеты будут с «липовыми», искаженными цифрами. Нераспределенными можно было оставить до 5% средств, согласно Бюджетному кодексу, а здесь свыше 60% не распределены.

Считаем, что этот бюджет нуждается в серьезной доработке ко второму чтению.

Иван Яковлевич, к вам просьба. В связи с тем что сейчас в Государственной Думе проходят слушания бюджета ко второму чтению и там сидят ваши коллеги депутаты (я имею в виду коллег из фракции «Единая Россия»), к вам как руководителю фракции просьба: поработайте, пожалуйста, с вашими коллегами, поскольку их большинство в Государственной Думе, чтобы ситуацию, связанную с урезанием федеральным центром финансирования Орловской области, как-то исправить, потому что все поручения «Единой России», которые вам ставятся, вы прекрасно исполняете — в части голосования, в части нужного процента. Давайте разрешать эту ситуацию тоже. Спасибо».


АП Красная строка
http://www.orelcity.ru/wednesday/?id=2232
Даешь дискуссию! Мы за право на свободу выражения мнения! Нет политической дискриминации! Архив