СВОБОДНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
28.03.2016 Ставцева: Своим непониманием чиновники вынудили нас выйти на пикет
22.03.2016 «Прямо на глазах воруют!». В Орле состоялись публичные слушания по скандальному строительству возле 38-й школы
21.03.2016 Пленум городского комитета КПРФ снял с должности Первого секретаря горкома М.Навлева
25.02.2016 Депутаты-коммунисты Госдумы потребовали остановить разрушительную реформу здравоохранения
14.02.2016 В Орле прошел Всероссийский экономический форум
21.12.2015 Депутат облсовета Павел Будагов и его брат объявлены в уголовный розыск
21.12.2015 В Орле депутата облсовета задержали за езду пьяным
05.08.2015 Г.А. Зюганов выступил на телеканале «Россия 24» ГТРК «Орел»
05.08.2015 Г.А. Зюганов: «Я горжусь, что родился на Орловщине»
04.08.2015 Вадим Потомский недоволен темпами строительства домов на месте взрыва

 
Политическая перезагрузка
2012-выбор.рф Все для обдуманного выбора
Рекламный блок:

Что «съедает» коммунальный бизнес?

О проблемах ЖКХ кто только не пишет и не говорит. В основном это критика в адрес жилищно-коммунальных предприятий и, в частности, управляющих организаций, не исполняющих свои обязанности надлежащим образом. Несомненно, большинство упреков справедливы. Однако не лишне было бы знать, как живется-можется и самим управленцам? Не выяснив их проблемы, трудно рассчитывать на полноценный сервис. Эта тема в Орле сегодня тем более актуальна, что крупнейшая муниципальная управляющая организация МУП ЖРЭП (заказчик), как сообщалось в СМИ, вдруг оказалась на грани банкротства и распродает свое имущество, чтобы отвязаться от кредиторов. Конечно, можно сослаться на то, что предприятие это муниципальное и, как считается, не может хозяйствовать эффективно. Только ведь угроза банкротства, как опять же сообщалось, висит и над частным ЗАО «ЖРЭУ-4». И, боюсь, не только над ним. Так где же в коммунальном бизнесе то тонкое место, что рвется, разоряя жилищников? Любопытны в этом плане результаты работы группы экспертов, проводившей в июле исследование экономического состояния и перспектив работы ООО «Коликом».

Сразу оговоримся: мы намеренно в качестве примера взяли относительно благополучную компанию. В отличие от других, недавно созданных или преобразованных из муниципальных предприятий, она работает на жилищном рынке Орла уже примерно лет десять. Только за последние годы число объектов под крылом «Коликома» увеличилось почти вдвое. Причем они в основном повышенной комфортности. А в таком жилье, понятно, и к качеству сервиса требования выше.

Перечень предоставляемых услуг в «Коликоме» по каждому дому неоднороден. К примеру, строка «Содержание и текущий ремонт» распространяется на все без исключения. А вот теплом и горячей водой от собственных котельных «Коликома» обеспечивается только часть домов, другие — от городских сетей. Последние и рассчитываются с ОАО «Орелгортеплоэнерго» самостоятельно. Похожая картина и по электроэнергии. Часть домов оплачивает потребленную электроэнергию сразу непосредственно поставщику — Орловскому филиалу «ИНТЕР РАО ЕЭС», но есть и те, кто вносит плату через бухгалтерию «Коликома».

Свыше 80 процентов услуг, реализуемых управляющей организацией, приходится на население. Хотя компания и частная, что позволяет ей, по согласованию с собственниками жилья, самой устанавливать тарифы, на деле начисления по всем видам деятельности проводятся по расценкам, утвержденным Службой по тарифам Орловской области. Лишь на отопление теплой автостоянки пришлось составлять собственную калькуляцию, хотя утверждались расценки тоже в Службе по тарифам.

Анализ, проведенный специалистами, показывает, что основная прибыль в 2008 году получена за содержание и текущий ремонт домов, включая уборку подъездов и обслуживание лифтов. Поскольку речь идет о достаточно новом жилом фонде, понятно, что особых вложений в текущий ремонт там не требуется, но в то же время затраты на содержание жилья несколько больше, чем у других. В любом случае эксперты констатируют, что услуги, которые компания оказывает сама, приносят ей прибыль. Подтверждает такой вывод еще один важный показатель: отопление котельными «Коликома».

Доходными оказались и кодовые замки, домофоны, так как по договору с подрядчиками часть выручки управляющая компания оставляет в своем распоряжении.

Зато максимальные убытки, которые и «съедают» накопленную прибыль, дает управляющей компании электроснабжение, хотя «Коликом» не причастен ни к производству электричества, ни к его транспортировке. Он просто собирает с жильцов плату и переводит ее ресурсоснабжающей организации. За прошлый год и первое полугодие нынешнего убытки по этой статье превысили сотни тысяч рублей.

Откуда же они возникают? По мнению экспертов, это — следствие того, что расчеты с поставщиками электроэнергии производятся по общедомовым счетчикам, тогда как начисления жильцам бухгалтерия делает на основании устных заявлений граждан о показаниях их квартирных счетчиков. В случае, если жильцы не сообщили данные о сожженных киловаттах, начисления в квитанцию не попадают. Кроме того, дата снятия показаний с квартирных приборов учета зачастую не совпадает с этой процедурой на общедомовом. И сведения оказываются неполными.

Собственно, тот факт, что приходится «отдуваться» за неплательщиков, возмущает и многих жильцов. Но как справиться с этим, пока безоговорочного рецепта нет. Изредка инженерными службами компании осуществляется выборочный контроль. Например, слесарь при выполнении заявки в квартире обязан снять и показания счетчиков. А однажды была предпринята попытка обхода квартир неплательщиков. Правда, происходило это без поддержки участкового уполномоченного милиции, и, возможно, поэтому ожидаемого результата не принесло. Из двадцати квартир, которые предполагалось проверить участниками рейда, удалось попасть только в восемь. А ведь такие проверки предусмотрены законодательством.

Вот и получается, что показания квартирных счетчиков, которые снимает «ИНТЕР РАО ЕЭС», и те, что заявляют жильцы, сильно разнятся. Так, по дому № 2а на ул. Льва Толстого поставщик зафиксировал за октябрь прошлого года 12696 кВт-час электроэнергии, а «Коликом» выставил жильцам на оплату за этот месяц только 8,9 тысячи. То есть разница составила аж 29,8 процента от общего объема. По дому № 47 на ул. М. Горького эта разница была в 21,4 процента, по дому № 20 на ул. Советской — 24,8. Но ведь поставщик электроэнергии требует оплату за весь ресурс сразу. Поэтому рассчитываться с ним приходится управляющей компании. По подсчетам комиссии, так оплачивается минимум пятая часть электроэнергии.

Аналогичная ситуация складывается по водопотреблению. За тот же октябрь прошлого года по дому № 20 на ул. Советской по показаниям домового счетчика Водоканал зарегистрировал расход 1145 кубометров воды. А «Коликом» выставил жильцам в соответствии с заявленными показаниями их счетчиков только 815 кубометров. Более 28 процентов объема воды осталось неоплаченным. В текущем году ситуация несколько исправляется. По данным на январь текущего года воды в целом по компании было израсходовано существенно больше, чем за аналогичный месяц прошлого года, но зато количество не выставленных на оплату кубометров уменьшилось на 5 процентов. И все же, по мнению экспертов, еще около четверти объема израсходованной воды оплачивается за счет прибыли «Коликома».

Еще одна убыточная статья — вывоз мусора, включая захоронение твердых бытовых отходов. За истекшее полугодие по ней перерасходовано около 173,4 тыс. рублей. Это связано с тем, что начисления жильцам производятся исходя из городского тарифа — 1,59 рубля с человека, тогда как расчеты с подрядчиком, вывозящим мусор, осуществляются по количеству вывезенных кубометров (контейнеров). Вряд ли эту практику можно назвать правильной: ведь перевозчику мусора перечисляется все, что жильцы оплачивают по этой статье в соответствии с городским тарифом. Значит, и вывозить нужно весь мусор, а не считать его в контейнерах или кубометрах.

Характерно, что в текущем году на фоне возрастающих убытков по электроэнергии, воде и вывозу мусора сокращаются доходы и от пока прибыльных услуг по отоплению, содержанию и текущему ремонту жилья. В 2008 году из восьми домов, которые обогревает «Коликом», шесть платили по городскому тарифу, а жители двух домов (№ 11 и № 20 по ул. Советской) — по фактическим затратам. Правда, в расчеты закладывалась и 20-процентная рентабельность. Так вот: по дому № 20 на ул. Советской в зимние месяцы тариф составлял от 11 до 13,28 рубля с квадратного метра жилой площади. Весной и осенью — от 7 до 9 рублей, а летом опускался до 4,42 рубля. Средний тариф по отопительному сезону сложился в 8,8 рубля, тогда как городской составлял 11,1 рубля с квадратного метра. Выходит, оплата по фактическим затратам была выгоднее жильцам, а вот управляющая компания, условно говоря, недосчиталась прибыли. Но все же и для нее есть здесь положительный момент: при оплате по фактическим затратам большая часть денежных средств собирается в период отопительного сезона, что сокращает кассовый разрыв и облегчает расчеты за газ.

Кстати, расходы компании на отопление за первое полугодие текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого увеличились более чем на 700 тысяч рублей. Основная причина, по которой произошел такой рост, — повышение цен на газ. В результате прибыль по отоплению снизилась.

Затраты по водоснабжению и водоотведению за полугодие увеличились почти на полмиллиона рублей. И здесь тоже есть «вина» подросших тарифов, но больше всего сыграло роль начисление платы без учета фактических показаний квартирных счетчиков. Как следствие, — убытки.

Более чем на 400 тыс. рублей возросли затраты по электроснабжению. Мотивы те же — повышение тарифов, отсутствие достоверных сведений по квартирным счетчикам на дату начисления оплаты.

«Коликом» всегда отличался тем, что здесь, в сравнении с некоторыми другими управляющими организациями, справляются с поставленными задачами меньшим персоналом. В настоящее время в компании работает 41 человек. Но не исключено, что численность и этой команды придется пересматривать. За полугодие фонд оплаты труда существенно «распух». А возросшие затраты в целом приводят к кассовому дефициту, могут поставить под угрозу своевременность расчетов с поставщиками ресурсов.

Где же выход? Для изменения ситуации эксперты предложили целый ряд мероприятий. В их числе — разработка регламента регулярного снятия показателей с квартирных счетчиков. Усиление мотивации ответственных за сбор денежных средств с населения. Причем отвечать за него будет не весь коллектив обезличенно, как сейчас, а конкретные сотрудники, в служебные обязанности которых входит такая работа. Рекомендовано и более тесное взаимодействие со Службой по тарифам в вопросах ценообразования. Еще в планах — структурная оптимизация подразделений, расширение зоны обслуживания за счет приемки нового жилого фонда. Не исключено вхождение компании в состав других юридических лиц, что даст возможность совмещать некоторые должностные функции, и т. д. В таком случае, предполагают специалисты, есть возможность уже к концу текущего года выйти на безубыточный уровень, а в следующем — получить прибыль.

На наш взгляд, проблемы, которые увидели эксперты в ООО «Коликом», характерны и для многих других компаний. Кстати, за минувший год, как называлось в СМИ, кредиторская задолженность предприятий ЖКХ в Орле выросла более чем наполовину и достигла 466 миллионов рублей. А общий долг МУП «ЖРЭП» (З), о котором мы упоминали в начале статьи, превышает 55 миллионов рублей. Сумма сравнима с годовой выручкой компании.

Иван САВЕЛЬЕВ
Красная строка 19 августа 2009 г.
http://www.orelcity.ru/wednesday/?id=2079
Даешь дискуссию! Мы за право на свободу выражения мнения! Нет политической дискриминации! Архив