СВОБОДНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
18.03.2017 Противостояние
28.03.2016 Ставцева: Своим непониманием чиновники вынудили нас выйти на пикет
22.03.2016 «Прямо на глазах воруют!». В Орле состоялись публичные слушания по скандальному строительству возле 38-й школы
21.03.2016 Пленум городского комитета КПРФ снял с должности Первого секретаря горкома М.Навлева
25.02.2016 Депутаты-коммунисты Госдумы потребовали остановить разрушительную реформу здравоохранения
14.02.2016 В Орле прошел Всероссийский экономический форум
21.12.2015 Депутат облсовета Павел Будагов и его брат объявлены в уголовный розыск
21.12.2015 В Орле депутата облсовета задержали за езду пьяным
05.08.2015 Г.А. Зюганов выступил на телеканале «Россия 24» ГТРК «Орел»
05.08.2015 Г.А. Зюганов: «Я горжусь, что родился на Орловщине»

 
Политическая перезагрузка
2012-выбор.рф Все для обдуманного выбора
Рекламный блок:

Г.А.Зюганов: Бюджет под кудринскими “подушками”.

Разыгравшийся этой осенью мировой финансовый и банковский кризис стал главной проблемой российской власти и ключевой темой в средствах массовой информации. Эта тема вытеснила другую, не менее насущную для россиян — рассмотрение в Государственной думе проекта федерального бюджета на предстоящее трёхлетие. Думается, сегодня именно она заслуживает подробного и вдумчивого обсуждения, которое, впрочем, явно не в интересах власти

В бюджете концентрируются все экономические проблемы, а соответственно и социальные интересы граждан страны. Не случайно именно оппозиционные издания — “Правда” и “Советская Россия” — уделили самое серьезное внимание обсуждению проекта бюджета, который 19 сентября уже принят в первом чтении. Однако масштаб и значимость этих проблем для общества требуют более основательного анализа самого бюджетного процесса. Этот процесс становится из года в год всё более формальным, а бюджет превращается в необъятный свод цифр, за достоверность которых никто не отвечает. За цифрами, между тем, скрываются многие беды, которые каждый год лишь бегло упоминаются, но так и не находят решения. Все эти недуги, беды и проблемы со временем обостряются, становясь угрозой для будущего граждан России, для сохранения ее государственности. Но власти не хочется публично это обсуждать не только в средствах массовой информации, но и в залах заседаний. Вот почему об этих проблемах даже не упомянул министр финансов Кудрин в прочитанном в Думе докладе по поводу рассмотрения бюджета в первом чтении.

Стабилизационные средства — только для узкого круга

Свое пафосное выступление он начал с выражения восторга по поводу роста индексов российского фондового рынка на 17%, случившегося, по словам Кудрина, за десять минут до его выступления. Правда, министр умолчал о том, что цена этих 17%, не имеющих никакого отношения к интересам абсолютного большинства россиян,— полтора триллиона рублей, выделенных коммерческим банкам из государственного бюджета. Причем без всякого залога и гарантий. С великой гордостью министр говорил не только о финансовом рынке, который, кстати, через два дня снова начал стремительно падать, но и о резервном фонде. По словам Кудрина, “резервный фонд на конец этого года составляет 3,5 триллиона рублей, или 8,3% ВВП”. Если верить министру, именно этот фонд на три года вперед создает для российской экономики “подушку безопасности”.

Но что ждет нас дальше? Это, похоже, нашего главного финансиста не волнует. В своем докладе он даже не коснулся вопросов развития науки, промышленности, сельского хозяйства — всего того, что может гарантировать развитие страны на долгосрочную перспективу, но по-прежнему не находит достойного отражения в федеральном бюджете. Между тем именно от бюджета зависит возможность решения главных экономических и социальных проблем страны.

Вернуться к теме бюджета обязывают и те обращения, которые поступают ко мне со всех концов России. Обращаются ученые, которым не выделяют достаточных средств для внедрения их разработок в производство. Обращаются учителя, обеспокоенные состоянием нашей школы. Обращаются люди, живущие в опустевших сёлах, чьим детям некуда идти учиться: в последние годы в сельской местности про-исходит повальное закрытие школ из-за “недостаточной наполняемости”. Вернуться к обсуждению бюджета заставляет и то, что от качества этого процесса, от того, насколько правительство ответственно перед обществом, зависит не только жизнь российских граждан, но и масштабы коррупции в стране. 

Напомним, что на 17 октября намечено обсуждение бюджета во втором чтении на пленарном заседании Государственной думы. Разумеется, в процессе второго чтения принципиально изменить проект бюджета уже невозможно, поскольку базовые параметры (ВВП, уровень инфляции, общий объем доходов и расходов, профицит, уровень цен на нефть и газ и т.д.) уже “узаконены” в первом чтении безответственным голосованием депутатского большинства. И всё же еще остаются некоторые возможности повлиять на структуру бюджета и тем самым улучшить финансовые перспективы таких важнейших сфер, как наука, культура, промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, армия. 

Фракция КПРФ, как и в прежние годы, внесла в проект бюджета реалистичные поправки, которые, несомненно, были бы одобрены абсолютным большинством граждан России. Итоги их рассмотрения мы обязательно доведем до вашего сведения после второго чтения проекта бюджета. Хотя заранее знаем, что узурпировавшее свое влияние на законотворческий процесс “единороссовское” большинство будет голосовать против наших инициатив, руководствуясь политической конъюнктурой. И всё же, учитывая, что еще возможна корректировка проекта бюджета на 2009—2011 годы, считаю необходимым остановиться на тех пороках, которые не только не позволяют решать основные экономические и социальные проблемы посредством бюджета, но и создают почву для дальнейшего процветания коррупции. 

Кому служит миф о бюджетном прогнозировании?

Строго говоря, в стране не существует сегодня бюджетного прогнозирования, способствующего обеспечению развития реальной экономики, укреплению национальной инвестиционной системы, поддержке крупных научно-технических проектов и новейших технологий, упрочению обороноспособности и безопасности, росту инвестиций в человеческий капитал.

В подобном прогнозировании не заинтересовано и само Министерство финансов, поскольку его деятельность не совпадает с перечисленными задачами. Об этом красноречиво свидетельствуют те изменения, которые по нескольку раз в год вносятся в проект бюджета по инициативе Минфина. Каждый новый вариант при этом без всякого обоснования входит в явное противоречие с предыдущими. Не хотелось бы утомлять читателей обилием цифр, но без них просто невозможно показать несостоятельность бюджетного прогнозирования по-кудрински. Для простоты ограничимся лишь оценкой проектных параметров на 2009 год.

Первый вариант проекта был принят в 2007 году и уже в марте 2008-го подвергся корректировке. Всего через три месяца последовала новая корректировка. Минфин направил в Думу множество таблиц — десятки тысяч страниц с различными цифрами. Перед самым окончанием весенней сессии депутаты были физически не в состоянии успеть проработать такой объем данных. Впрочем, депутаты из прокремлевских фракций, заранее обреченные голосовать “за”, лишены необходимости, да и мотивации серьезно вникать в документы, поступающие на рассмотрение парламента. В итоге благодаря состоявшейся в очередной раз поддержке “единороссовского” большинства доходы федерального бюджета на 2009 год увеличились с 7 триллионов 465 млрд. руб. до 9 триллионов 518,3 млрд. руб., то есть более чем на 2,5 триллиона рублей, или на 27,5%.

Одновременно с доходами корректировалась и сумма расходов. Если в первом варианте расходы федерального бюджета на 2009 год предусматривались в сумме 7 триллионов 751,2 миллиарда рублей, то в июльском (2008 г.) прогнозе эта сумма увеличилась до 8 триллионов 746,6 млрд. руб., то есть на 995,4 млрд. руб. (12,8%). А теперь оценим картину в целом. Доходы бюджета вырастают на 27,5%, а расходы — только на 12,8% Нетрудно понять, что разница эта не на пользу обществу. Такой разрыв между доходной и расходной частями бюджета служит лишь накачиванию копилки — той самой кудринской “подушки безопасности”. Но в случае системного кризиса быстро растает и то, что осядет в этой копилке. А отказ инвестировать бюджетные средства в социальную инфраструктуру и в развитие реальной экономики лишь увеличивает вероятность серьезных кризисных явлений.

Между тем Минфин не остановился и на этом. В последнем проекте федерального бюджета на 2009 год, который в настоящее время и рассматривается в Думе, доходы заложены уже в сумме 10 триллионов 927 млрд. руб. То есть вырастают уже на 3 триллиона 462 млрд. руб., или на 46,4% по сравнению с изначальным вариантом. Вырастает и расходная часть, но лишь до 9 триллионов 24,7 млрд. руб. То есть всего на один триллион 273,5 млрд. руб. (на 16,4% по сравнению с первым вариантом проекта). Мы видим, что разрыв между доходной (накопительной) и расходной (инвестиционной и для экономики более перспективной) частями бюджета увеличивается. В целом темпы роста доходов по проекту бюджета на 2009 год в три раза выше темпов роста расходов. 

Проект — это еще не принятый бюджет. Хотя, как говорилось выше, при всех издержках он просто обречен на принятие стараниями проправительственного большинства в Думе. При разработке проектов и прогнозов какие-то отклонения в расчетах всегда неизбежны. Но если отклонения столь масштабны, если цифры в бюджетном прогнозе скачут так стремительно, то это уже не бюджетный прогноз, а фикция, позволяющая маскировать порочную финансовую политику, скрывать инфляцию и липовые доходы от нее. Между тем такое сокрытие давно вошло в практику Министерства финансов и правительства в целом. Из года в год искажаются данные о реальном социальном положении граждан России. За счет разрыва между доходной и расходной частями бюджета у граждан фактически отнимают триллионы рублей, которые превращаются в так называемый бюджетный профицит (превышение доходов над расходами). Масштабы этого грабежа столь огромны, что простые люди даже не в состоянии их осознать. 

В связи с этим необходимо привести еще несколько цифр. Если в первом варианте проекта бюджета на 2009 год профицит предусматривался в сумме 14,2 млрд. руб., то во втором, июльском, варианте он составил 771,7 млрд. руб. То есть увеличился в 54,3 раза. А в последнем бюджетном проекте на 2009 год сумма профицита достигает уже одного триллиона 902,5 млрд. руб. Это почти в 134 раза превышает сумму профицита, заложенную в первоначальном проекте бюджета. Что же на самом деле скрывается за такими скачками цифр, за такими тенденциями бюджетного прогнозирования?

Как известно, сумма профицита направляется Министерством финансов в так называемый резервный фонд и в фонд национального благосостояния. Любая попытка депутатов от фракции КПРФ получить достоверную информацию о сохранности этих средств, об управлении ими пресекается “единороссами”. Только в текущей осенней сессии дважды отменялись парламентские слушания по этой важнейшей проблеме. А между тем через механизм пресловутого профицита баснословные деньги бесконтрольно вкачиваются в вышеназванные фонды и вывозятся из страны. Согласно проекту бюджета, их общая сумма в 2009 году составит 8 триллионов 479 млрд. руб, в 2010-м — 10 триллионов 503 млрд. руб., а в 2011-м она достигнет 12 триллионов 841 млрд. руб. и на 13, 5% превысит сумму всех расходов федерального бюджета, запланированных на тот же год. Получается, что, в соответствии с политикой Кудрина, в 2011 году еще один бюджет уходит в никуда под предлогом борьбы за стабилизацию, за ограничение инфляции путем так называемой минимизации бюджета. Излишне доказывать, что эта “минимизация” приводит к дальнейшему ухудшению социального положения большинства граждан.

Эксперты бьют тревогу

О необоснованности бюджетных проектов и неэффективном использовании бюджетных ресурсов говорят не только депутаты от оппозиции. Аудиторы Счетной палаты отмечают те же проблемы в своих заключениях на каждый поступающий в Думу проект федерального бюджета. На те же пороки указывают в своих экспертных оценках и ученые-экономисты. Но эти негативные оценки не мешают российскому правительству по-варварски распоряжаться средствами бюджета, принадлежащими народу, и не нести при этом никакой ответственности. Неопровержимым доказательством здесь служит та же самая история выделения полутора триллионов рублей на так называемую кредитную поддержку нескольких банков. Эта акция была осуществлена правительством буквально за день до обсуждения проекта федерального бюджета на 2009—2011 годы в Государственной думе. Осуществлена, как уже говорилось, без оформления гарантий и залоговых обязательств. По сути дела, имел место акт дарения бюджетных средств. Причем средства эти без всякого обсуждения в Думе направлены на поддержку коммерческих банков и спекулятивного финансового рынка. Это явное нарушение Конституции, в соответствии с которой любой вопрос, касающийся федерального бюджета, решается Государственной думой, повторилось и в первой декаде октября. И о какой уж тут борьбе с коррупцией может идти речь, если правительство страны демонстрирует подобное поведение?!

Да и сама процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета Думой превращается в фикцию, никак не способствует борьбе с коррупцией. Вот один из вопиющих примеров. Одновременно с проектом бюджета в Думу поступил отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 год. Любому здравомыслящему человеку понятно, что вначале необходимо рассмотреть отчет об исполнении бюджета за прошедший период, а уж затем утверждать бюджет на будущее. Но в нынешних условиях, при нынешнем правительстве всё происходит наоборот. Лишь когда будет окончательно принят бюджет на 2009 год и прогноз на 2010—2011 годы, на одном из заседаний Думы будет абсолютно формально рассмотрен отчет Министерства финансов об исполнении бюджета за 2007 год. И снова министр финансов без малейших намеков на сомнения расскажет, что не отданные в прошлом году стране и народу 548 млрд. 171 млн. руб. из федерального бюджета пошли на надувание его “подушек безопасности”. И никто не понесет никакой ответственности за то, что в 2007 году национальная экономика недофинансирована из федерального бюджета на 75,5 млрд. руб., социальная сфера — на 68,9 млрд., национальная оборона — на 8,4 млрд., национальная безопасность — на 7,3 миллиарда рублей.

Об этих нарушениях в использовании бюджета-2007 не было ни слова сказано во время обсуждения проектов на трёхлетнюю перспективу. Не упомянул Кудрин и о причинах роста так называемого корпоративного внешнего долга, который к моменту рассмотрения бюджетного прогноза составил без малого полтриллиона долларов. Именно этот долг, происхождение которого правительство отказывалось объяснять, упорно игнорируя запросы депутатов-коммунистов, серьезнейшим образом усугубил негативную ситуацию на российском финансовом рынке. Необходимость его погашения может “проглотить” обе “подушки безопасности”. Не было сказано и о том, что в текущем году впервые за последние шесть лет индекс промышленного производства опустился ниже 5%. И о том, что кризис охватил строительную отрасль. И о том, что проявились явные негативные тенденции в машиностроительной отрасли, в пищевой промышленности. То есть вообще не дается никакой оценки той реальности, той базы, на основе которой и должен формироваться бюджет. 

Откровенно “нарисован” и показатель инфляции на предстоящий 2009 год на уровне 7,5 — 8,5%. И это на фоне прогнозируемого в текущем году показателя минимум на уровне 15%. А ведь никаких перспектив снижения цен на самом деле нет. Напротив, прогнозируется рост тарифов на природный газ на 25%, на электроэнергию — на 19—26% (в зависимости от категории потребителей), на услуги ЖКХ — на 22%. Правительство же самоустраняется от регулирования цен и тарифов. Предельный уровень их роста не предусматривается в проекте федерального бюджета на 2009 год. А в сложившейся ситуации именно это является крайне необходимым.

В процессе обсуждения проекта бюджета ни министр финансов, ни представители правящей партии не упоминали о том, что в их пресловутом прогнозе заложено снижение темпов роста реальных доходов населения и реальной заработной платы. Не упоминали они и о том, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет оставаться значительной и в 2011 году составит 14,2 млн. человек. Это означает, что, только по официальным данным, каждый десятый житель России будет нищим. И вместо мифических “подушек безопасности”, о которых вещает Кудрин, миллионы граждан приземлятся на жесткую почву обездоленности. 

Министр также не стал объяснять, почему при таком значительном росте доходов и профицитном бюджете правительство планирует наращивать внутренний долг, который должен возрасти с 2 триллионов 801 млрд. руб. на начало 2009 года до 4 триллионов 848 млрд. руб. в 2011-м. То есть в 1,7 раза. При этом правительство несет баснословные расходы на обслуживание государственного долга из того же федерального бюджета: со 180 млрд. руб. в 2008 году эти расходы возрастут до 308 млрд. руб. в 2011-м и превысят общую сумму расходов по разделу “Социальная политика”! 

Навязав законодателям “ускоренную”, а по сути дела, уродливую процедуру рассмотрения проектов бюджета и отчетов о его исполнении, правительство избавило себя от необходимости отчитываться за неэффективно использованные миллиарды и триллионы. Правда, масштабный и совершенно необоснованный рост как внутреннего государственного, так и консолидированного (корпоративного) внешнего долга постоянно отмечает Счетная палата, изучающая бюджетный процесс гораздо внимательнее депутатов из проправительственных фракций. Но власть так занята “борьбой с коррупцией”, что ей некогда отвечать на вопросы высшего контрольного органа страны. И уж тем более не намерена она объясняться с пенсионерами. Например, по поводу того, что их ждет в связи с ростом дефицитности Пенсионного фонда на целых 50%.

“Экономия” за счет неисполнения бюджета

Несмотря на введение новой методики расчета межбюджетных трансфертов, тенденция к усилению финансовой зависимости большинства регионов России от федерального центра не преодолена. Трансферты не способствуют решению экономических проблем регионов. Без малого треть всей суммы межбюджетных трансфертов, то есть 361,6 млрд. руб., правительство собирается распределять между субъектами не в соответствии с федеральным законом, а по собственному усмотрению, дабы держать своих вассалов в регионах на коротком поводке. Такой подход в использовании бюджетных средств не только противоречит Конституции, но и не оправдывает себя с точки зрения эффективности управления. 

Как в прошлом, так и в текущем году правительство не успевало своевременно разработать необходимые нормативные документы и тем самым тормозило исполнение бюджета. По этой причине за восемь месяцев текущего года по разделу “Социальная политика” бюджетные средства использованы всего на 45,1%, по разделу “Культура” — на 42,7%, по разделу “Жилищно-коммунальное хозяйство” — на 38%. Всего лишь от 5 до 20% годовой суммы профинансированы за первые семь месяцев текущего года такие важные федеральные программы, как “Дети России”, “Развитие гражданской авиационной техники на 2002—2010 годы и на период до 2015 года”, “Электронная Россия”, “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года”. С высоких трибун провозглашаются намерения максимально способствовать освоению Дальнего Востока, а когда дело доходит до реального решения этой проблемы, правительство попросту не выделяет положенных денег.

Да и зачем правительству способствовать исполнению бюджета в интересах страны и в соответствии с принятым законом? Как показывают последние действия кабинета министров, он находит для сэкономленных на обездоленной стране финансовых ресурсов удачное приложение — во спасение коммерческих банков и международных финансовых спекулянтов. 

И несмотря на всё это, фракция КПРФ внесла серьезные поправки в проект бюджета, направленные на поддержку науки, сельского хозяйства, авиастроения, метростроя и многих других отраслей. Наши политические противники в Думе, не имея более внятных, весомых и грамотных аргументов, именуют эти инициативы “популистскими”. Им попросту больше нечего сказать в полемике с главной оппозиционной партией страны, которая остается единственной политической силой, продолжающей в Думе борьбу за соблюдение законности и интересов самых широких слоев населения, а не олигархической и бюрократической верхушки. Мы не сомневаемся в принципиальной для страны значимости наших поправок, будем бороться за их принятие и продолжим разговор с вами о касающихся каждого из нас проблемах федерального бюджета.

P.S. В то время, когда готовилась эта статья, состоялась встреча нашей фракции с председателем правительства, на которой досконально обсуждался вопрос о мировом финансовом кризисе и положении России в этой ситуации. Мы высказали свою точку зрения на те причины, которые породили финансовый кризис, а точнее — втянули Россию в эту долговую яму.

Наша позиция заключается в том, что правительство имеет возможность принимать и другие меры, а не только оказывать поддержку банкам. Мы всегда утверждали, что пренебрежительное отношение к развитию реальной экономики обостряется неизбежным кризисом.

Мы убеждены, что и сегодня правительство еще имеет возможность изменить ситуацию к лучшему.



Геннадий Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной думе
Даешь дискуссию! Мы за право на свободу выражения мнения! Нет политической дискриминации! Архив