СВОБОДНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
18.03.2017 Противостояние
28.03.2016 Ставцева: Своим непониманием чиновники вынудили нас выйти на пикет
22.03.2016 «Прямо на глазах воруют!». В Орле состоялись публичные слушания по скандальному строительству возле 38-й школы
21.03.2016 Пленум городского комитета КПРФ снял с должности Первого секретаря горкома М.Навлева
25.02.2016 Депутаты-коммунисты Госдумы потребовали остановить разрушительную реформу здравоохранения
14.02.2016 В Орле прошел Всероссийский экономический форум
21.12.2015 Депутат облсовета Павел Будагов и его брат объявлены в уголовный розыск
21.12.2015 В Орле депутата облсовета задержали за езду пьяным
05.08.2015 Г.А. Зюганов выступил на телеканале «Россия 24» ГТРК «Орел»
05.08.2015 Г.А. Зюганов: «Я горжусь, что родился на Орловщине»

 
Политическая перезагрузка
2012-выбор.рф Все для обдуманного выбора
Рекламный блок:

15.07.2013 Позиция депутатов-коммунистов при обсуждении нового закона об образовании Орловской области

Нам приходится констатировать: в тех случаях, когда Конституция что-то гарантирует гражданам, она не исполняется или исполняется очень плохо.
Так, статья 114 Конституции требует, чтобы правительство проводило единую социальную, в том числе образовательную, политику на территории всей России. Но правительство исполняет эту статью «с точностью до наоборот»: деньги регионов минфин собирает и отправляет в Резервный фонд, а финансовые социальные обязательства всё более и более сбрасывает в регионы. В итоге социальное, в том числе образовательное, пространство России явно распадается: Москва живёт примерно как Чехия или Венгрия, а Орловская область — как Монголия. Заработная плата учителя в Москве в разы больше заработной платы нашего учителя.
Новый Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября 2013 года, следует прежней линии и явно несёт регионам, в том числе Орловщине новые угрозы.
Думаю, родители, педагоги, от детского сада до вузов, школьники и студенты ещё не раз пожалеют, что в октябре 2012 года Госдума приняла правительственный, а не альтернативный законопроект «О народном образовании». Но особенно пожалеем мы, так как «нагружается» наш бюджет, когда федеральное правительство мучается и не знает куда вложить деньги Резервного фонда (в какие иностранные активы), а мы, т.е. область, не знаем где эти деньги взять.
Даже в прежнем законе, испорченном в процессе так называемой монетизации, содержалась норма о том, что родительская плата за детский сад не должна превышать 20% от реальных затрат, а для многодетных семей — 10%. В новом законе такого положения нет. Следовательно, закон позволяет поднять родительскую плату в пять раз! В нашем проекте закона об образовании мы теперь только компенсируем не менее пятой части расходов на одного ребёнка, половину расходов – на второго и 70 % - на третьего. Полагаю, что формулировка «не менее» не даст сильно превысить озвученных цифр. К стати вопрос к финансово-экономическому обоснованию реализации проекта нашего областного законопроекта – это вопрос грядущего обсуждения с В.Г. Щипковой.
Руководство страны одной рукой призывает российские семьи иметь троих детей, а другой — проталкивает закон, который не позволит многим семьям содержать в детском саду и одного ребёнка. Думаю, что очереди в дошкольные учреждения «рассосутся» сами собой. Понятно, что под угрозой окажется и широко объявленная программа «сбережения народа». Население Орловская области продолжит таять на глазах.
Новый ФЗ не регулирует образовательные стандарты для старшей школы, но и не даётся право регулировать нашему областному закону. 17 мая 2012 года новые стандарты подписал и.о. министра Андрей Фурсенко. Согласно заключению Российской академии образования, стандарты позволят получить аттестат зрелости, не изучив ни физики, ни химии, ни биологии, ни литературы, ни истории как отдельного предмета. Все эти предметы можно будет заменить другими. Новый закон позволяет министерству принимать подобные решения, не советуясь ни с кем. Вчера я был в Москве на научно-практической конференции посвящённой 70-летию победы на Курской дуге. И беседуя с коллегами услышал грустная шутку о том, как после вступления в силу нового стандарта ФСБ «накрыла банду» подростков, которые втайне от минобрнауки пытались изучать физику и химию самостоятельно. Как только мы узнаем, что в нашей области захотят внедрить новый стандарт в экспериментальном порядке, нам придётся делать всё возможное, чтобы это предотвратить. Речь идёт о полном разрушении классической системы школьного образования и, более того, о национальной безопасности нашей страны!
Теперь, что касается сельских школ. С одной стороны, новый закон требует, чтобы при её финансировании учитывалось не только число детских «душ», но и расходы, с этим числом не связанные. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов призывал остановить ликвидацию сельской школы. Более того, в проекте нашего областном закона мы даже достаточно ясно прописали, что такое малокомплектная школа и особенности её финансового обеспечения.
С другой стороны, пресловутая «Дорожная карта» по реализации нового закона об образовании (о скандальности которой я уже в этом зале говорил), утверждённая распоряжением правительства 30 декабря 2012 года, предусматривает значительное повышение числа учеников в расчёте на одного учителя. По экспертным оценкам, это означает увольнение к 2018 году примерно 90 тысяч учителей. Небольшое число детей на одного учителя приходится именно в сельских школах, к 20 с лишним тысячам закрытых прибавятся новые тысячи таких школ. Обращаю ваше внимание, что с 2000 года в области закрыто половина школ и эта цифра приближается к четырёмстам.
Кстати, та же «Дорожная карта» предполагает сокращение около 40% вузовских преподавателей и резкий рост нагрузки оставшихся. Уже без нагрузки остаются ассистенты, старшие преподаватели и доценты, которые вынуждены искать другую работу. Чтобы пройти аттестацию вузы естественно будут оставлять докторов наук. Но рубится кадровый подлесок высшей школы. Чтобы стать доктором наук и профессором, для начала нужно быть кандидатом наук и доцентом. И что тогда будет завтра с вышей школой? А компенсировать этот удар нашим областным законом мы не в состоянии.
Президент страны поставил задачу создания к 2018 году 25 миллионов новых высокотехнологичных высокооплачиваемых рабочих мест. Интересно, как её собираются выполнять при массовом увольнении людей самых творческих профессий — учителей и вузовских преподавателей?
Проект нашего областного закона напрямую не касается ЕГЭ. Но сказать об этом стоит. И даже не потому что ФЗ оставляет его в прежнем виде и несмотря на семь лет эксперимента и пять лет использования в штатном режиме, скандалы с ЕГЭ не прекращаются, а в этом году приобрели новый размах. К стати на публичные сожаления председателя правительства по поводу того, что в России слишком много часовых поясов, появилась реакция от образовательного сообщества: министерство образования и науки решило сохранить одни и те же задания в разных часовых поясах, но правильными будут считаться разные ответы!
Но дело, разумеется, не в скандалах. Важнее другое: из всех задач, поставленных перед ЕГЭ, удалось реализовать только одну, да и этот успех оказался «палкой о двух концах».
Действительно, с введением ЕГЭ число абитуриентов из регионов, поступающих в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, заметно увеличилось. Правда, в основном это дети из обеспеченных семей: содержать детей в столице много дороже, чем в своём городе. Но теперь это достижение вызывает недовольство с двух противоположных сторон:
— москвичи, включая депутатов Мосгордумы, недовольны тем, что для московских ребят резко повысилась конкуренция, в том числе за счёт коррупционного завышения баллов ЕГЭ в иных республиках и регионах;
— мои коллеги — учёные и вузовские преподаватели из регионов и в том числе из Орла (мы третий студентческий город в стране) — с тревогой говорят об угрозе разрушения преподавательских коллективов и научных школ. В результате уменьшения контингента студентов в вузах и схлопывания нагрузки нас стали покидать доктора наук, уезжая в другие города. Однако путешествием из регионов в Москву дело не ограничивается. По окончании вузов приехавшие в столицы талантливые ребята отправляются за рубеж, приумножая человеческий потенциал других стран. По данным Сергея Степашина, за последние три года число молодых людей, покинувших страну, составило 1 миллион 250 тысяч человек.
Напомню: в конце прошлого года, следуя линии президента и правительства, минобрнауки провело так называемый мониторинг вузов, причём исключительно по критериям коммерческого успеха. В итоге среди 136 «неэффективных» учебных заведений оказались 30 педагогических, 24 сельскохозяйственных и 17 вузов культуры. После всеобщего возмущения образовательного сообщества и даже студенческих акций протеста остались приговорёнными к ликвидации 30 вузов, в большинстве случаев вопреки воле регионов. И не случайно: «неэффективные» с точки зрения коммерческого успеха вузы обеспечивают регионам воспроизводство научных школ, интеллектуального и кадрового потенциала, а молодёжи открывают дорогу в жизнь. Новый закон резко ухудшает ситуацию, делая подобный мониторинг обязательным для всех высших учебных заведений, включая негосударственные. У нас был признан неэффективным 1 вуз, а на грани фола выступили филиалы вузов, которые к стати десятилетия хорошо готовят специалистов.
Нам в соответствии с ФЗ начальное и среднее профессиональное образование целиком передали без должного финансирования. Новый закон ничего не говорит о зарплате педагогов и мастеров производственного обучения в этой системе. Однако известный указ президента утверждает, что их зарплата должна достичь уровня средней по региону только в 2018 году, тогда как у школьных учителей — в 2012-м. Вообще-то преподаватели ПТУ и техникумов всегда получали немного больше школьных учителей. Теперь ситуация повёрнута наоборот, и это чревато массовой утечкой кадров из системы НПО и СПО. Кто будет готовить квалифицированные кадры, необходимые для модернизации и «второй индустриализации», абсолютно необходимой стране, неизвестно. В областном законе статус СПО размыт, а для НПО вообще не понятен (про НПО там ни слова). Что будет с профлицеями и ПТУ – не ясно. Какой заказ сможет обеспечить область для колледжей и техникумов – это вопрос. Как показывает практика, всё, что превращается в филиалы в сфере образования в Орловской области – у нас затем закрывается.
Новый закон к 2020 году сократит число бюджетных студентов как минимум на треть Небогатым родителям теперь придётся 20 раз подумать, прежде чем отправлять ребёнка учиться из села в город. Нам повлиять в нашем областном законе на это крайне тяжело. Причина та же: нет средств.
Как итог можно сказать следующее. Стратегическая ошибка была допущена, когда был принят нынешний Федеральный закон, с небезмолвного, но согласия нашего областного Совета. И как бы мы не говорили, что не стоит драматизировать ситуацию и как бы мы не делали вид, что всё нормально, ситуация в сфере образования при нынешнем курсе только ухудшается. Теперь выхода нет. Этот областной закон об образовании вам (партия власти) принимать придётся. И, к сожалению, для развития областной системы образования от него мало чего зависит.

Соб. инф.

Даешь дискуссию! Мы за право на свободу выражения мнения! Нет политической дискриминации! Архив